Болт представляет собой крепежное изделие, которое имеет вид стержня с наружной резьбой и головкой. Соединение в данном случае образуется с помощью гайки, либо другого резьбового отверстия.
Для современного человека соединение различных деталей при помощи болта и гайки вещь настолько обыденная, что редко кто задается вопросом, где и когда их изобрели. Оказывается, первые болты с резьбой появились еще в XV веке, а болты без нарезки, которые имеют довольно ограниченное применение, стали использоваться намного раньше. Эти болты использовались уже в Древнем Риме в качестве установочных болтов и осевых стержней в дверных устройствах. Они представляли собой стержень с прорезью, куда вставлялся клин, предотвращающий смещение болта. Другое применение болтов было связано с изготовлением украшений и являлось очень дорогостоящим, поэтому не получило распространения и со временем было утеряно. Также, нечто похожее на современные болты делали средневековые кузнецы, которые изготавливали доспехи для рыцарей и часовые механизмы. Свой современный вид и постоянное применение болт приобрел в XVIII веке с развитием промышленности. Резьба на первых болтах была дюймовая, и лишь в начале XIX века французы придумали и внедрили метрическую резьбу.
По назначению различают такие болты:
1. Машиностроительные. Широко применяются в автомобилестроении, машиностроении, строительстве и приборостроении в качестве соединительных деталей.
2. Мебельные. Эти болты используются в строительстве и мебельной промышленности.
3. Дорожные. Применяются для специальных металлоконструкций, а также дорожных ограждений.
4. Лемешные. Применяются с целью крепления навесного оборудования для различных с/х машин.
Классификация болтов по форме:
1. С полукруглой головкой ГОСТ 7801-81;
2. С потайной головкой ГОСТ 7785-81;
3. С шестигранной головкой ГОСТ 7798-70;
4. Рым-болты ГОСТ 4751-73;
5. Откидные ГОСТ 3033-79;
6. Анкерные (фундаментные) ГОСТ 24379.0-80;
7. С фланцем и т.д.
Каждый вид болта отличается своими техническими характеристиками и имеет свою область применения. Болты изготавливают из различных сталей, по разным ГОСТ, а также размерами от совсем маленького болтика до огромного фундаментного болта. Для того, чтобы понимать важность и значение данного крепежного элемента достаточно отметить, что в стиральной машине их порядка 120 штук, в железнодорожном вагоне — 1 200 штук, в токарном станке — 1 700 штук, в легковом автомобиле — 3 500 штук, а в самолете - 1 500 000 штук. На соединение конструктивных элементов вышеописанных систем уходит порядка 20-40% стоимости конечного изделия.